Купите Моцарта!
Зальцбург невелик, он намного меньше своего величия. 7 миллионов человек в год заполняют его узкие улицу порой до отказа. В сезон фестивалей и отпусков они вспучивается от людей, как горные реки после обильных дождей.
Зальцбург - это неспешные променады вдоль реки и толчея Гетрайдегассе с утра до вечера. Это дорогие завтраки с вином и видом на Старый город. В цену каждого блюда обязательно включён налог на Моцарта. Поэтому цены такие глазоокруглительные. При этом хлеб, масло и кофе часто нужно заказывать дополнительно за отдельную плату.
Моцарт везде. Моцарта много. Неприлично много. Намного больше, чем при его жизни и последующие пару сотен лет. Интерес к Моцарту как к медийной персоне превышает интерес к его музыке. Ему посвящены концерты и фестивали, рестораны и гостиницы, конфеты и ликёры, признания в любви и оргазмы. А ведь большинство, наверняка, не вспомнит ни одной его мелодии: "Моцарт? Ах, это тот, кто написал мелодию для моего мобильного!"
Как ему ТАМ, бедолаге от такого ажиотажа?
На площади Моцарта зеленеет купоросом собственно сам Вольфганг Амадей. У его ног уличный музыкант исполняет американский блюз. Через реку в парке монастыря капуцинов живёт ещё один Моцарт-памятник.
На первом этаже дома, где родился Моцарт, расположился СПАР, куда мог бы ходить Моцарт. Рядом H&M, Mango и прочие. Не повезло им! Их много, а дом Моцарта один - на всех не хватит.
Сувенирные магазины в центре города вытесняют всё остальное. Как борщевик вдоль дороги не оставляет места другим растениям. Страшно подумать, что здесь будет через десяток-другой лет!!!
Фиакры, которые катают приезжих по старым улицам, ездят без говноулавливателей, но при этом город не завален конским дерьмом. Видимо, упавшие на мостовую какашки расхватывают на сувениры туристы.
Вечером, когда пена туристов схлынет с центральных улиц Зальцбурга, город станет похож на обычный небольшой европейский город. А наутро всё повторится опять: "Купите немного Моцарта!"
Город живёт ежегодным музыкальным фестивалем. Для тех, кто не успел или не смог купить билеты на оперу под открытым небом, рядом с Домским собором, на площади Капительплац на большом экране от "Сименс" после вечернего боя церковных колоколов показывают оперу "Электра". Классическая трагедия в древнегреческом стиле на современный лад слышна издалека. Я иду на истошный звук искусства. Нервные курящие дамы, одна из которых уже разделась до бюстгалтера, надрывно и пронзительно голосят с экрана по-немецки. Собравшийся на бесплатное представление народ терпеливо наслаждается изощрённой инструментальной полифонией Рихарда Штрауса, его дерзким нарушением тонально-гармонической системы, необычайным обновлением вокального стиля, в котором преобладает возбуждённая, порывистая декламация. Судя по количеству свободных мест на площадке, непривычное уху творчество Рихарда Штрауса привлекает не всех. Но никто из присутствующих не выдаёт своих эмоций. Люди слушают оперу с проникновенными лицами. Я делаю соответствующее выражение и сажусь в партер в надежде, что вот-вот зазвучит хоть немного понятная мне музыка, ну, или с минуты на минуту героини оперы окончательно разденутся. Но дамы предпочитают выяснять отношения полураздетыми, а композитор остаётся верен выбранной им за основу какофонии. Решив, что с меня достаточно, я удаляюсь с чувством приобщения к великому искусству.
Тем, кто заказал столики в ресторане рядом с концертной площадкой, придётся труднее. Они обречены ужинать здесь до финала чудо-оперы и узнать, чем же всё закончится.
Бронзовый Моцарт на площади имени себя плачет купоросными слезами на своём постаменте.